Воскресенье, 19.05.2024, 09:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УЧЕБНАЯ РАБОТА

Меню сайта
Категории раздела
Методические рекомендации [7]
Рекомендации по основным видам деятельности для всех обучающихся
Полезная информация [0]
Для всех категорий обучающихся
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Каталог учебных материалов

    Главная » Файлы » Рекомендации для всех » Методические рекомендации

    Требования к оформлению курсовой работы
    29.05.2010, 11:41
    Требования к оформлению курсовой работы по педагогическим дисциплинам

    Цит. по: Научная организация труда студента: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Г.В. Коган. – Мурманск: МГПУ, 2008 – С.33-37

    «…Курсовая работа (проект) - это самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование студента. Включает исследование общих подходов к разрешению изучаемой проблемы, аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно – педагогической литературы. Данный вид учебной научно-исследовательской работы развивает умение работать с научной литературой, учит грамотно излагать свои мысли. Выполняется на протяжении всего курса под руководством научного руководителя. 
    Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры и доводятся до сведения студентов. 
    Курсовая работа состоит из титульного листа, плана (содержания), введения, основной части, которая включает в себя теоретическую и практическую главы, заключения, списка использованной литературы. Возможно наличие разнообразных приложений. 
    Содержание курсовой работы должно раскрывать избранную тему, отображать логику и структуру ее изложения. Основная часть должна быть представлена двумя главами: теоретической и практической, которые при наличии достаточного материала могут делиться на параграфы. Содержание следует сразу за титульным листом.
    Введение в курсовой работе содержит следующие компоненты: обоснование актуальности представляемой проблемы на основе современных достижений науки (ф.и.о. ученых, занимающихся данной проблемой), формулировку цели и задач, объекта, предмета, гипотезы исследования, обоснования методологической основы исследования, описание структуры работы, указание темы и методик проведенного эмпирического исследования. 
    При обосновании актуальности следует показать значение рассматриваемой проблемы на основе аналитических обзоров достижений науки, её значение для современной практики изучения явлений и процессов, а так же значимость освоения данной темы для специалиста. В целом здесь необходимо ответить на вопрос, почему важно и нужно изучать описываемую в курсовой работе проблему. Наиболее распространенной ошибкой является слишком широкий подход к проблеме актуальности, выражающийся в том, что значимость темы обосновывается важностью всей науки и различных исследований вообще.
    Осуществляя анализ литературы, студент должен показать, какой круг монографических работ, журнальных статей, справочных и иных изданий он изучил в процессе работы над темой, как отражена в них изучаемая проблема, какие из аспектов нашли достаточное освещение, а какие мало отражены, какова в целом степень изученности проблемы. 
    Формулирование цели и задач курсовой работы дает возможность студенту более осмысленно подойти к раскрытию ее содержания. Цель - это то, ради чего выполняется работа. 
    Задачи представляют из себя раскрытие, уточнение цели. Это то, что необходимо сделать, чтобы достичь цели. Формулируются задачи в терминах: изучить, показать, описать, проанализировать, выявить, разработать, опробовать в эмпирическом исследовании, обработать данные и т.п.
    Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из двух глав или разделов, которые могут делиться на параграфы. 
    Первая глава является теоретической, в ней раскрывается основное содержание проблемы: в чем состоит её специфика, для решения каких задач необходимо рассматривать данные вопросы. 
    При написании первой главы важны полнота и глубина раскрытия содержания, широкое и умелое привлечение изученных работ, на которые в тексте обязательно должны иметься ссылки. Особое внимание при написании основной части уделяется отражению различных точек зрения, подходов, имеющихся в литературе по представлению проблемы исследования. Ценным является выявление того нового, что появилось в науке за последние годы, анализ отечественного и зарубежного опыта и традиций. 
    Вторая глава должна содержать представление эмпирического исследования, которое провел студент с использованием определенного метода. Примерное название этой главы: «Изучение (исследование) … (указание темы исследования) с применением метода…(указание метода)». 
    Данная глава должна содержать в себе все основные части отчета по исследованию. Основными составными частями данной главы являются: программа исследования, методика сбора и обработки информации, результаты обработки и анализа полученных данных. Разработанный инструментарий (анкета, опросный лист, путеводитель интервью, бланк наблюдений, классификатор контент - анализа, тестовые методики и пр.) прикладывается в виде приложения. 
    В программе исследования должны быть указаны учебная цель и исследовательские цели и задачи, объект и предмет исследования, гипотезы исследования, проведено обоснование выборки и адекватности применяемого метода исследования его целям и задачам. При разработке программы исследования важно ставить узкие цели и задачи, ограничивать рамки объекта исследования, чтобы исследование реально можно было выполнить в рамках курсовой работы.
    При представлении методики сбора и обработки информации следует указать, где и как проводились сбор и обработка информации, подробно описать процедуру и технику сбора и обработки.
    В параграфе результаты обработки и анализа полученных данных дается описание и проводится анализ полученных результатов. При проведении исследования по количественной стратегии здесь строятся одномерные и двумерные частотные распределения в программе SPSS в табличной или диаграммной формах с их кратким анализом. Желательно выявлять наличие связей между переменными с помощью коэффициентов связи, содержательно и формально адекватных используемым шкалам измерения. При представлении материала в табличной форме в приложении могут быть представлены диаграммы, построенные по таблицам с наиболее интересными и важными результатами. При проведении исследования в качественной стратегии важно давать подробное описание и характеристику полученным материалам, проводить структурирование и типологизацию информации, выявлять причинные связи, строить обобщенную модель – теорию исследуемого случая, подтверждать делаемые выводы цитатами из интервью и т.д. В приложении желательно представить выдержки из интервью, дневников наблюдений и пр. В случае методологической темы курсовой работы в данном параграфе сопоставляются результаты, полученные по разным шкалам измерения, при различной формулировке вопросов, с разным построением анкеты и пр. (в зависимости от целей исследования) и делается содержательный анализ. 
    В заключение курсовой работы обобщается вся выполненная работа, подводятся ее итоги, делаются выводы об успешности решения целей, задач и гипотезы, поставленных в программе исследования, а на основании этого – об успешности решения целей и задач курсовой работы. В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:
    Зачем предпринято студентом данное исследование?
    Что сделано?
    К каким выводам пришёл автор?

    Список литературы включает все изученные и использованные в процессе написания курсовой работы научные, учебно-методические и справочные издания (монографии, журнальные статьи, сборники статей и материалов, учебно-методические пособия, учебники, словари, справочники), а так же неопубликованные методические материалы и результаты прикладных и методических исследований. Возможно использование статей из газет и популярных изданий, в которых излагаются результаты социологических и маркетинговых исследований. 
    При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

    Список используемых источников оформляется в алфавитном порядке.
    При изучении проблемы должны быть использованы не менее 25 источников.
    Общий объем курсовой работы должен составлять 25 – 30 страниц, при этом теоретическая глава ориентировочно может занимать от 7 до 15 страниц в зависимости от объема практической части.
    Особенно ценится использование свежих публикаций по теме, так как именно они отражают современный уровень достижений в области методики и техники социологических исследований. В то же время более ранние работы позволяют увидеть изменение во времени методологических подходов, методов, технических приемов, нормативных требований в области социологических исследований.
    При написании курсовой могут быть использованы неопубликованные материалы прикладных исследований различных исследовательских центров: анкеты, вопросники и другие основные и вспомогательные документы, описания проектов выборок, цифровые данные, отражающие результаты исследований, в виде таблиц сопряженности признаков, графики, диаграммы, аналитические справки и отчеты, а так же другие методические и аналитические материалы. На все подобные использованные материалы в тексте должны содержаться ссылки с указанием названия материала, автора и исследовательского центра.
    При проведении основной обработки полученных данных (построение таблиц, диаграмм и пр.) попутно делается их анализ и пишется параграф о результатах обработки и анализа данных. Для повышения наглядности изложения материала рекомендуется составлять диаграммы и графики, которые могут быть представлены в приложении. 
    Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
    ПРОБЛЕМА → Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
    ТЕМА → Как это назвать?
    АКТУАЛЬНОСТЬ → Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
    ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ → Что рассматривается?
    ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ → Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
    ЦЕЛЬ → Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
    ЗАДАЧИ → Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
    ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ → Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
    …»

    Категория: Методические рекомендации | Добавил: SavrasovaAN
    Просмотров: 1133 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]